Воспитательная работа

Организация трудовой деятельности на прогулке зимой

06.12.2023

 

Организация трудовой деятельности на прогулке зимой

            Труд в жизни каждого человека имеет определяющее значение, поэтому приобщать ребёнка к труду необходимо уже в дошкольном возрасте. Воспитывать положительное отношение к трудовым обязанностям, развивать соответствующие умения и навыки у дошкольников в ходе  организованных прогулок – трудовой деятельности.

             Разнообразный труд доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе трудового воспитания решаются следующие задачи:

§  Прививается любовь к природе, бережное к ней отношение;

§  Прививается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней;

§  Укрепляются социальные взаимоотношения со сверстниками, взрослыми;

§  Расширяется кругозор детей (свойства и качества объектов, взаимосвязи в природе, знания о растениях и животных);

§  Развиваются интеллектуальные умения (подбирать инструменты, намечать последовательность действий, распределять их по времени, оценивать результаты труда);

§  Развивается сенсорное восприятия;

§  Развивается наблюдательность;

§  Воспитывается уважение к людям труда;

§  Удовлетворяются эстетические потребности.

Педагогические и гигиенические  требования

к организации труда на прогулке зимой

           Труд лишь в том случае имеет образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям:

§  Организация разнообразного по содержанию труда. Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать.

§  Формирование практических навыков и умений в единстве с познавательными способностями.

§  Осознанность труда (раскрытие перед ребенком цели, результата, способов его достижения).

§  Усложнение трудовой деятельности.

§  Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.

§  Труд детей должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления, иначе у него возникнет отрицательное отношение к трудовым заданиям.

По длительности труд на прогулки:

Младшие  дошкольники – 5-7 мин.

Средние  – 10-15 мин. с небольшим перерывом в зависимости от  характера труда

Старшие дошкольники – 15-20 мин, с небольшим перерывом в зависимости от  характера труда.

          На прогулках, предполагающих выполнение трудовых действий, важно  формировать у дошкольников понимание, что труд - это не игра или развлечение, а серьезное занятие. На прогулках зимой дети учатся трудиться коллективно, сообща. Итог выполненной ими работы - это результат совместного труда всех. Труд на прогулке зимой способствует расширению кругозора детей дошкольного возраста. Выполнение соответствующих заданий требует сочетания как умственных, так и волевых усилий. Труд дошкольников на прогулке  зимой создает благоприятную среду для их физического развития, совершенствует движения, укрепляет нервную систему, доставляет им удовольствие и радость.  Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными.        

Формами организации труда детей являются:

Индивидуальные трудовые поручения;

Работа в группах;

Коллективный труд.

           Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.

           Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.

          В младших  группах дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей.

          В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы; показ и объяснение всего задания – последовательные этапы. При этом у дошкольников воспитываются настойчивость и привычка прилагать трудовые усилия для достижения цели, формируются навыки несложной коллективной работы.

          У детей старшего дошкольного возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя).

            Для успешного решения задач по развитию самостоятельно и аккуратности, привитию трудолюбия очень важно правильно подобрать детский инвентарь —лопатки, совки, ведерки. Большое значение при организации работы с детьми на прогулке имеет эмоциональное отношение к делу, которое задает воспитатель еще до начала работы. Не всегда сама работа (например, уборка снега на прогулочном участке) будет интересовать детей, иногда их привлекает цель, поставленная воспитателем, а во время выполнения работы захватывают общность интересов, слаженность, соревновательный момент.

          Не менее важно создать правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом.      Детей  следует подводить к пониманию того, что нужно делать не только интересную работу, но и необходимую разнообразить и скрасить монотонную деятельность, воспитатель может предложить детям отгадать загадки.

          При планировании трудовых поручений педагогу необходимо помнить о выборе оптимальной нагрузки для каждого ребенка в зависимости от его возможностей. Виды труда нужно чередовать с учетом его характера.

          Детям надо разъяснить правила безопасного обращения с предметами и выполнения трудовых операций, вырабатывать у них определенные трудовые навыки.

            Содержание детского труда должно быть значимым для детей дошкольного возраста. Тогда и отношение к нему будет более ответственным. Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.

 

Как сделать наиболее интересной трудовую деятельность

 на прогулке зимой?

 

          Снег – прекрасный строительный материал для деятельности детей. Необходимо продумать, какие снежные постройки с учетом возраста детей возводить на своем участке. Из заранее заготовленных сугробов снега можно оформить для детей снежные валы (3-4 м) для упражнения в равновесии; бугорки для спрыгивания; пароход, машину, самолет – для сюжетно-ролевых игр, а из снежного теста лепятся фигуры животных, персонажи из сказок для разнообразных игр.

          Снег перемешивается с водой - это и есть снежное тесто. Как слепить, например, барыню? Выполняется скульптура аналогично тому, как делают снеговика. Воспитатель и дети скатывают четыре снежных шара, один меньше другого. Самый маленький шар голова. Шары ставятся друг на друга. Затем дети могут залепить маленькими шарами швы между большими или заполнить их комочками липкого снега. Кокошник и руки лепят из маленьких снежных шаров. Швы пустоты заполняются снегом, промежуток между руками и туловищем можно сделать детской лопаткой, убрав лишний снег. Для эстетической завершенности можно использовать марлю. Она придает гладкую поверхность.

            Снежные фигуры лучше оставлять такими как получились, т. е. белыми. Но и украсить их можно, выделив отдельные моменты в теле, на лице, морде (глаза, нос, рот, пасть, уши на голове), окантовать. Использовать желательно обрезки ткани, различную бумагу, а еще лучше ледяные игрушки, которые также готовятся заранее. Их делают следующим образом: воду налить в ведерки, подкрасить слегка разными красками (гуашь, но лучше анилиновый краситель разлить в разные формы. В каждую форму положить нитку с петелькой, а концы в воду, если игрушки надо подвешивать. Можно оформить снежную клумбу с цветами, вазу. В формочки с водой вставляются веточки, палочки и вмораживаются в образовавшийся лед. А если взяться за ветку и опустить формочку в ведро с теплой водой, формочка отпадет и получится ледяной цветок на ножке. Снежные фигуры можно нарядить и таким образом: матрешкам, снежным бабам повязать косынку, надеть фартук, варежки, шарф… Чтобы силуэтные изображения ягоды, грибы, кружочки, фрукты и т. д. держались на постройках, их смачивают в воде, не отжимают и сверху поливают водой.

           В младшем возрасте воспитатели знакомят детей со свойствами снега, учат правильным навыкам обращения с лопатками, сооружению несложных построек на участках (невысокие валы, горки; горки для кукол; «теремок» с окошечками, зверюшки-игрушки), обыгрыванию построек, воспитывают самостоятельность. Можно мастерить снежные пирожки, торты, пряники способом формовки. Малыши ходят по дорожкам, возят игрушечные санки с куклами, выполняют на снегу узоры печатками; из сырого снега лепят комья – это шары, мячи, колобки, формируют элементы коллективных действий.

            В среднем возрасте закрепляются умения и навыки в работе со снегом. Дети могут излагать свои замыслы, которые нужно поддержать, потому что в этом возрасте работа со снегом, в основном, носит характер сотворчества детей и взрослых. Их учат лепить более крупные объемные фигуры. Воспитатели должны спрашивать, что они хотят лепить, помогают установить снежные комья друг на друга, вместе определяют, как их расположить, чем украсить. Можно слепить Снегурочку, Старичка-лесовичка, медведя, зайца…

           В старшем и подготовительном возрасте совершенствуются трудовые навыки работы детей со снегом, формируется желание трудиться коллективно. Детей учат совместно планировать работу, самостоятельно распределять обязанности. Совместно с взрослыми они строят снежные валы, которые украшают снежными пирамидками, башенками, елочками, шарам. По краю площадки делают ледяные дорожки для катания на ногах (1,5-2м). Для самостоятельной художественной деятельности можно выделить место для создания различные снежные картины. Удобны для этого снежные насыпи (15/120 см). Например, рисуют елку и украшают крышками от бутылок, старой мозаикой. Можно научить детей делать гирлянды из ледяных цветов, фонариков.

 

Формы организации  трудовой деятельности на прогулке зимой

для старших дошкольников:

*операция «Помоги птицам» (сделать кормушки для птиц)

*операция «Ступеньки» (посыпать песком дорожки, ступеньки)

*операция «Снежный городок» (строительство из снега, командами)

*операция «Помоги деревьям» (сгребание снега к стволам деревьев)

*генеральная уборка участка

*ремонт кормушек, снежных построек

*операция «Чистые дорожки» (подмести дорожки)

*операция «Игрушки» (кто лучше соберёт игрушки в корзины)

*операция «Чистая одежда» (от снега)

*операция «Помоги малышам» (собрать игрушки, подмести дорожки…)

*операция «Новый год» (украшение участка)

*операция «Трудовой десант» (в микрогруппах, соревнование) и другие.

           Однако, при организации прогулок, труда следует оградить детей от воздействия следующих опасных и вредных факторов, характерных для зимнего времени года:

  • обморожение, переохлаждение или перегревание организма детей;
  • травмы, ушибы при катании на ногах с ледяных горок, на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега, льда и не посыпанным песком;
  • травмы во время игр на не очищенных от снега, льда площадках;
  • травмы от падающих с крыш сосулек, свисающих глыб снега в период оттепели;
  • травмы от прикосновения в морозный день к металлическим конструкциям открытыми частями тела (лицом, руками, языком, губами);
  • намокание детской одежды и обуви;
  • заболевание ОРЗ, если ребенок будет брать в рот грязный и холодный снег, сосульки.

           Таким образом, прогулка интересна ребенку будет в том случае, если он занят разнообразной и полезной для его развития деятельностью. А кроме развивающего и воспитательного значения, правильно организованная и интересная прогулка вносит неоценимый вклад и в здоровье наших воспитанников.

 

Памятки для детей, воспитателей и родителей


Как научить ребёнка трудиться?
1.Познакомьте ребенка с правилами:
- все, что можешь, делай сам;
- не забывай убирать за собой;
- уважай труд других людей;
- прежде, чем начать трудиться, приготовь все необходимое;
- делай все аккуратно, не торопясь;
- не отвлекайся, когда трудишься;
- правильно пользуйся орудиями труда;
- не оставляй работу незаконченной;
- если трудишься не один, работай дружно;
- если окончил дело раньше, помоги другим.

2.Ребенок полюбит труд, если:
- приобщать его к труду как можно раньше;
- трудиться вместе с ним;
- дать ему постоянное поручение;
- прививать навыки культуры труда;
- поручать работу с достаточной нагрузкой;
- показывать общественную значимость труда
- его важность и необходимость для других.

3.Нельзя:
- наказывать трудом;
- торопить ребенка в ходе трудовой деятельности;
- давать непосильные поручения;
- допускать отступления от принятых требований;
- забывать благодарить за помощь.

Прежде, чем ребенок начинает трудиться:
- сообщите цель поручения, объясните его необходимость;
- помогите приготовить орудия труда;
- напомните или, если это необходимо, покажите трудовые действия.

свернуть
Меню раздела