Специальное образование

Графики работы учителей-дефектологов

01.09.2023

Учитель-дефектолог Полуян Елена Алексеевна

Понедельник - пятница 8.00 - 12.30

Консультирование законных представителей - 2,3,4 среда месяца 12.35-13.05 

Учитель - дефектолог Кулиткина Ирина Александровна

Понедельник,  вторник, четверг -  7.30-12.30, 15.05-17.30

среда, пятница - 7.30-12.30

Консультирование законных представителей - 2,3,4 вторник 12.35-13.05

Учитель-дефектолог Шабловская Елена Константиновна

Понедельник - пятница 8.00 - 12.30

Консультирование законных представителей - 2,3,4 четверг месяца 12.35-13.05

Учитель-дефектолог Гончарова Юлия Александровна

Понедельник,  среда, четверг -  7.30-12.30, 15.05-17.30

вторник, пятница - 7.30-12.30

Консультирование законных представителей - 2,3,4 среда 12.35-13.05

Учитель-дефектолог Иванова Татьяна Валерьевна

Понедельник - пятница 8.00 - 12.30

Консультирование законных представителей - 1,3 среда месяца 12.35-13.05 

свернуть

Информация о специальном образовании в учреждении образования в 2023\2024 учебном году

01.09.2023

 

В 2023/2024 учебном году функционирует 

средняя специальная группа для детей с тяжелыми нарушениями речи

(воспитанники 4-5 лет)

2 младшая группа №2 интегрированного обучения и воспитания 

(воспитанники 3-4 года)

2 младшая группа №3 интегрированного обучения и воспитания 

(воспитанники 3-4 года)

старшая группа №1 интегрированного обучения и воспитания 

(воспитанники 5-6 года)

старшая группа №4 интегрированного обучения и воспитания 

(воспитанники 6-7 года)

пункт коррекционно-педагогической помощи

( воспитанники 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет)

 

Коррекционно-педагогическую помощь и коррекционно-образовательный процесс реализуют учителя-дефектологи:

Полуян Елена Алексеевна, стаж работы до 5 лет, образование высшее специальное, без категории

Шабловская Елена Константиновна, стаж работы до 5 лет, образование высшее специальное, без категории

Гончарова Юлия Александровна, стаж работы свыше 15 лет, образование высшее специальное, высшая  категория

свернуть

2 апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма!

01.04.2023

2 апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

 Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма (WorldAutismAwarenessDay) установлен резолюцией Генеральной ассамблеи ООН и отмечается, начиная с 2008 года, ежегодно 2 апреля. Цель этой даты – подчеркнуть необходимость помогать людям с аутизмом и расстройствами аутистического спектра и повышать уровень их жизни.

   Согласно принятой в РБ Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), детский аутизм – это общее расстройство психического развития, при котором отмечаются качественные нарушения коммуникации и социального взаимодействия, ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения и активности. По современным международным клиническим классификациям, аутизм включен в группу первазивных расстройств (от англ. pervasive – проникающий, распространяющийся повсюду), то есть охватывающих все области психики.

   Кроме диагноза детский аутизм, особое внимание уделяется  расстройствам аутического спектра, то есть расстройствам, объединяющим все варианты схожих состояний, при которых отмечаются более мягко выраженные признаки и симптомы.

   Сочетание высокой частоты встречаемости с разнообразием клинической картины, значительным процентом тяжелых и осложненных форм, сложностью коррекционной работы делают РАС не только сугубо медицинской, но и серьезной социальной проблемой.

   Тема аутистических расстройств изучается в настоящее время очень и очень подробно, но, тем не менее, остается достаточно много нерешённых вопросов.

   Что на сегодняшний момент мы знаем про аутизм:

    До настоящего времени нет единой концепции относительно причин возникновения РАС. Известно, что в этиологии и патогенезе данного расстройства важную роль играют генетические и биологические факторы (в том числе органическое поражение головного мозга вследствие хромосомных или метаболических нарушений).

   Аутизм – это нарушение развития нервной системы, которое проявляется в течение первых трех лет жизни. Это заболевание диагностируется при наличии трех симптомов: недостатка социальных взаимодействий, нарушенной взаимной коммуникации, ограниченности интересов и повторяющегося репертуара поведения.

  Аутизм - это не один какой-то симптом, а это целый комплекс симптомов, которые взаимосвязаны друг с другом и для установления диагноза все симптомы должны быть в наличии.

  Аутизм - это спектральное расстройство. Спектр означает многообразие проявлений заболевания – от лёгких, хорошо поддающихся коррекции случаев, до самых тяжелых случаев, таких, когда речь идёт об инвалидности.

   Причины развития заболевания изучены недостаточно. Современные представления говорят о том, что аутизм-это нейробиологическое расстройство, т.е. клетки головного мозга у детей с аутизмом функционируют необычным образом. Многочисленные мировые исследования выявляют множество причин развития заболевания, а это значит, что аутизм может постучать в любую дверь, прийти в любую семью.

   Необходимо помнить, что ребёнок рождается с аутизмом, а проявления расстройства заметны в первые  три года жизни ребёнка. Ребенок с аутизмом развивается иначе уже с самого рождения, его развитие искажается, поэтому внимательные родители уже в младенчестве замечают характерные особенности.

   На что родителям необходимо обратить внимание в раннем возрасте:

1. безразличие к голосу (отсутствие общения с матерью, интереса к людям, равнодушие к голосу и к лицу матери, отсутствие улыбки при виде человеческого лица) – эти особенности проявляются уже в первое полугодие жизни;

2. отсутствие сосредоточенного взгляда («скользящий, отсутствующий взгляд»), отсутствие указательного жеста и совместного внимания. Обычно развивающийся ребенок, начиная с возраста 9-14 месяцев, сосредоточившись на каком-либо предмете, пытается взглядом, указательным жестом, вокализацией привлечь внимание другого человека к этому же предмету;

3. наличие стереотипных движений руками и пальцами;

4. отсутствие игры «понарошку», в которой предметы используются так, как если бы они имели другие свойства или другие характеристики. Такая игра в норме появляется в возрасте 12-15 месяцев. Аутичные же дети манипулируют предметами, не проявляя интереса к их назначению;

5. особенности речевого развития (задержка речевого развития, необычная речь).

   Пока ребенок еще очень мал, все вышеперечисленные разрозненные особенности воспринимаются как временные или незначительные – "все пройдет, образуется". Но на 2-м, чаще на 3-м году родители "открывают" тревожащую необычность ребенка. Чаще всего это случается, когда казавшиеся разрозненными и случайные особенности поведения сплетаются в клубок, а возраст уже не оставляет возможности надеяться на "завтра".

   Дошкольный возраст - это период наиболее выраженных, «классических» проявлений детского аутизма. Ребенок уже сформировал способы аутистической защиты от вмешательства в его жизнь.

   К трем годам окончательно складываются и основные черты разных групп синдрома: сам аутизм как глубокая отрешенность, негативизм, поглощенность странными впечатлениями, экстремальные трудности организации взаимодействия и жесткая стереотипность (стремление отстоять неизменность в окружающем, собственные стереотипные действия).

   Этот возраст является, возможно, самым тяжелым периодом жизни для близких таких детей. Попытки активного вмешательства взрослых в жизнь ребенка, нарушения сложившегося стереотипа жизни обычно заканчиваются драматически-фиксируется негативизм ребенка, нарастают страхи, увеличиваются частота и интенсивность агрессивных и самоагрессивных реакций, усиливаются и совершенствуются стереотипные способы аутостимуляции, закрывающие его от окружающего мира. Взрослые снова и снова переживают ощущение беспомощности, невозможности научить ребенка, успокоить его, уберечь от тяжелых переживаний. Родители в это время уже ясно понимают, что у ребенка существуют серьезные проблемы в развитии и начинают искать помощи у специалистов.

   Ошибочное суждение об аутичных детях, это представление о  том, что аутичный ребёнок не нуждается в общении, это одиночка, он сидит в углу, погруженный в свои фантазии, он живёт в своём собственном особенном мире, погружен в свои фантазии и ни в ком не нуждается. Это совсем не так. Дело не в том, что ребёнок не хочет общаться, а в том, что он не умеет общаться. В основе всего заболевания лежит проблема формирования социальных навыков, то есть проблема, связанная со сферой взаимодействия.

   Аутизм, как ни какое другое заболевание, окружен множеством мифов, налётом таинственности и необычности. И это очень мешает адекватному восприятию заболевания. Распространение информации об аутизме–это профилактика шарлатанства. Как только появляется какое-нибудь заболевание, достаточной информации о котором родители не получают и заболевание это является хроническим и длится много лет, то немедленно вокруг таких семей скапливаются различные чудо-целители, предлагающие непроверенные средства, какие-то чудесные таблетки, средства и так далее, и направляют семью по неверному пути. Правдивая информация об аутизме должна привести к тому, что семьи будут обращаться непосредственно к специалистам и двигаться достаточно тяжёлым, но правильным путём, не теряя впустую времени и денег.

   Своевременное обращение к специалистам в области охраны психического здоровья, вовремя установленный диагноз необходимы прежде всего для того, чтобы определить программу дальнейшей эффективной реабилитации ребёнка. Важно помнить тот факт, что аутизм и расстройства аутичного спектра – это несколько заболеваний со схожими симптомами и, следовательно, не может быть универсального подхода к реабилитации и единого лечения, которое помогло бы сразу всем пациентам с расстройством аутичного спектра. Из-за такой вариабельности подход к реабилитации должен быть максимально индивидуальным, а добиться этого даже для одного ребенка – большой совместный труд для целого ряда специалистов и родителей ребёнка.

   Детский аутизм - заболевание не новое, однако, сохраняющийся интерес к проблеме не случаен, он обусловлен ежегодным ростом показателей первичной и общей заболеваемости, осложненными формами клинического течения, трудностями ранней диагностики и постановки диагноза аутизма и других расстройств аутистического спектра (РАС), высоким уровнем инвалидности. Численность детей, страдающих аутизмом, высока во всех регионах мира и имеет серьёзные последствия для самих детей, их семей и общества в целом.

   Ранняя диагностика заболевания, коррекция сопутствующих нарушений, индивидуальный подход по подбору основных психолого-педагогических стратегий, длительная коррекционная работа являются важнейшими составляющими для успешной социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра.

Аутизм за 5 минут (видео)

свернуть

Группа интегрированного обучения и воспитания

01.09.2023

 

ЧТО ТАКОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ?

   Интегрированное обучение и воспитание - это организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляются одновременно с лицами, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития.
Источник: ст. 267 Кодекс об Образовании РБ
 

 Интеграция – процесс двусторонний. С одной стороны, ребенок с особенностями психофизического развития готовится к совместному обучению со здоровыми сверстниками, адаптируется к образовательному пространству дошкольного учреждения. С другой стороны, дошкольное учреждение готовится к работе с детьми с ОПФР, создает специальные условия для его обучения и воспитания.

  Основной целью интегрированного воспитания и обучения является реализация права детей с особенностями психофизического развития на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями и способностями по месту жительства, их социальная адаптация и интеграция в общество, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка.

      Главными задачами являются:

*развитие потенциальных возможностей детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками;

*организация психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития в учреждении;

*реализация коррекционно-развивающего обучения, направленного на исправление или ослабление имеющихся у детей физических и (или) психических нарушений, препятствующих их успешному обучению и развитию;

*развитие у детей речевых, моторных, социальных способностей, позволяющих снизить зависимость ребенка от посторонней помощи и повысить социальную адаптацию;

*формирование позитивного отношения к детям с особенностями психофизического развития, создание психологически комфортной среды в учреждении;

*оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с особенностями психофизического развития, включение их в процесс воспитания и обучения, формирование у них адекватного отношения к особенностям развития ребенка.

КАК ОФОРМИТЬ РЕБЕНКА В ГРУППУ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ?

         Родители детей с особенностями психофизического развития обращаются в ЦКРОиР для прохождения ребенком психолого–медико–педагогической комиссии и получения заключения с рекомендациями по организации образовательного процесса. При этом родители оформляют согласие с заключением ЦКРОиР.

Заключение ЦКРОиР, а также свидетельство о рождении ребенка родители предоставляют в управление образования, который выдает направление в учреждение дошкольного образования, где имеются свободные места в группах интегрированного обучения и воспитания.

Зачисление ребенка в группу интегрированного обучения и воспитания осуществляется на основе следующих документов:

направления, выданного управлением образования местного исполнительного и распорядительного органа;

заявления законного представителя воспитанника (с особенностями психофизического развития и нормально развивающегося);

заключения ЦКРОиР (с рекомендациями по организации образовательного процесса в группе интегрированного обучения и воспитания);

медицинской справки установленной формы о состоянии здоровья;

свидетельства о рождении (предъявляется при зачислении).

Руководитель учреждения образования при наличии вышеуказанных документов издает приказ о зачислении ребенка в группу интегрированного обучения и воспитания.

Перечень нормативных правовых документов для организации обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития можно посмотреть на  сайте asabliva.by

 

КТО ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ГРУППЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ?

В данной группе деятельность каждого специалиста имеет свою специфику.

Учитель-дефектолог

Проводит углубленное обследование детей с нарушениями в развитии и определяет план коррекционно-развивающей работы с каждым ребенком. Реализует его, прослеживает динамику развития воспитанников. Ведет систематическую работу с родителями, вовлекая их в решение коррекционно -образовательных задач обучения и воспитания детей.

Воспитатели группы интегрированного обучения и воспитания

Планируют и проводят образовательную и оздоровительную работу на основе изучения индивидуальных особенностей, способностей и склонностей детей.

Помощник воспитателя

Участвует в организации жизнедеятельности детей, осуществляет за ними уход в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении, помогает организовать прогулку под руководством воспитателя, учителя–дефектолога, оказывает помощь детям на занятии в случае, когда их самостоятельная деятельность ограничена по состоянию здоровья.

Педагог-психолог

Ведет просветительскую и консультационную работу среди родителей, оказывает психологическую помощь семьям воспитанников, способствует поддержанию благоприятного психологического климата в группах и коллективе дошкольного учреждения, проводит коррекционно- развивающие занятия с детьми: с нарушениями в эмоциональной сфере; испытывающими трудности в общении, гипердинамичными детьми.

Музыкальный руководитель

Организует разные виды деятельности: музыкально-дидактические игры, музыкально- ритмические движения, задания на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, игры на музыкальных инструментах.

Руководитель физического воспитания

 

Приобщает детей к здоровому образу жизни, проводит коррекционную работу, направленную на нормализацию дыхания, укрепление моторики, развитие зрительно-моторной координации. Оказывает консультационную помощь родителям.

 

свернуть

Специальные группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи

01.09.2023

 

Об организации образовательного процесса
в специальной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

Специальные группы создаются в учреждениях дошкольного образования при реализации образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования.
Обучение и воспитание в специальных группах осуществляются в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Инструкцией о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них, иными актами законодательства Республики Беларусь.

Основными задачами деятельности группы являются:
 освоение содержания образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи лицами с ОПФР в соответствии с требованиями образовательных стандартов специального образования;
 исправление и (или) ослабление имеющихся у обучающихся физических и (или) психических нарушений;
 обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся и оказание им психологической помощи;
 создание специальных условий для получения специального образования обучающимися с учетом особенностей их психофизического развития.

Прием обучающихся в группу для детей с тяжелыми нарушениями речи (для освоения содержания образовательной программы специального образования) осуществляется на основании заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) и в
порядке, установленном для приема лиц в учреждения образования для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования.
При организации образовательного процесса создаются специальные условия:
 организация педагогической, медицинской, социальной и иных видов помощи, без которых невозможно или затруднено освоение содержания образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования, в том числе с использованием технических средств социальной реабилитации;
 обучение по учебным планам специального образования, учебным программам по образовательным областям, программам коррекционных занятий учебных планов специального образования на уровне дошкольного образования с использованием соответствующих учебных изданий, методик преподавания образовательных областей;
 создание адаптивной образовательной среды.

Организация образовательного процесса в нашей группе носит коррекционную направленность и организуется с учетом структуры и степени тяжести физических и (или) психических нарушений и возраста воспитанников на основании соответствующего учебного плана, учебной программы, программ коррекционных занятий.
Коррекционная направленность образовательного процесса реализуется во всех формах организации образовательного процесса: в игре, на занятиях в рамках реализации образовательных областей учебной программы, на коррекционных занятиях, при организации режима дня.
Образовательный процесс осуществляется круглогодично. Устанавливаются также каникулы. Общая их продолжительность составляет сто десять дней: летние – девяносто календарных дней, зимние – десять календарных дней, весенние – десять дней. В зависимости от тяжести физических и (или) психических нарушений при организации
образовательного процесса могут устанавливаться дополнительные (осенние) каникулы продолжительностью не более 10 дней. В период каникул проводится только физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая работа с воспитанниками. Основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие.
Ежедневное количество занятий, их продолжительность и последовательность определяются расписанием занятий, которое составляется с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов. Расписание занятий утверждается руководителем учреждения дошкольного образования.
Проведение занятий в специальной группе осуществляется преимущественно в первую половину дня. Во вторую половину дня могут проводиться индивидуальные и групповые занятия по интересам, занятия физической культурой и музыкальные занятия, творческие и подвижные игры, экскурсии, тематические праздники.
Срок получения образования лицом, осваивающим содержание образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, соответствует сроку получения дошкольного образования и на основании заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации может быть увеличен на срок от одного года до двух лет.

свернуть

ПКПП

01.09.2023

В 2020/2021 учебном году в учреждении был открыт пункт коррекционно-педагогической помощи.
Основной целью деятельности пункта является оказание коррекционно-педагогической помощи детям, осваивающим содержание образовательной программы дошкольного образования и имеющим стойкие или временные трудности в их освоении.
Задачами пункта являются:

  • изучение особенностей психофизического развития воспитанников с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;
  • исправление или ослабление индивидуальных нарушений развития;
  • формирование общих способностей учебной деятельности с целью выполнения воспитанниками требований образовательных стандартов дошкольного образования;
  • формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения у воспитанников.

Занятия в пункте проводятся с 16 сентября по 25 мая текущего учебного года. Периодичность посещения занятий воспитанниками составляет 2–4 раза в неделю.
Оказание коррекционно-педагогической помощи осуществляют учителя-дефектолога:

Шабловская Елена Константиновна

Полуян Елена Алексеевна

Кулиткина Ирина Александровна

Занятия по оказанию коррекционно-педагогической помощи проводятся в отдельных кабинетах, которые оснащены оборудованием для подгрупповых и индивидуальных занятий

С учетом педагогической квалификации речевых расстройств в ПКПП комплектуются следующие группы воспитанников с нарушениями речи:

  • с фонетическими нарушениями речи (дислалией, дизартрией, ринолалией);
  • с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
  • с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (ОНР III ур.р.р.);
  • с нарушениями темпо-ритмической стороны речи (заиканием легкой степени, тахилалией).

Зачисление воспитанников в пункт осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании следующих документов:

  • заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР).
  • заявления законного представителя воспитанника;
свернуть
Меню раздела