Предметно-пространственная развивающая среда
Создание адаптивной здоровьесберегающей среды в учреждении дошкольного образования
09.10.2022мм
Среда развития ребёнка – это комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и их развитие.
Предметная игровая развивающая среда – система материальных объектов, функционально моделирующая физическое, психическое, интеллектуальное, развитие ребёнка. Она должна объективно – через своё содержание – создавать условия для творческой деятельности каждого ребёнка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.
Цель предметной игровой развивающей среды – педагогическая актуализация личностного развития ребёнка, обеспечение физического, психического и социального здоровья.
Среда выступает не только условием саморазвития личности дошкольника, но и показателем профессионального уровня педагога. Её моделирование требует от взрослого глубоких знаний о возрастных особенностях дошкольников, способах и вариантов построения среды, а также творческого воображения и эстетического вкуса.
Анализ состояния организации предметно-развивающей среды позволил выявить ряд проблем:
- педагоги имеют недостаточный уровень знаний о сущности и особенностях организации предметно-развивающей среды
- у педагогов отсутствуют системные представления о здоровьесберегающем, воспитательном, развивающем влиянии среды на личность дошкольника;
- у педагогов нет мотивации к деятельности по созданию развивающей предметно-игровой среды;
- созданная педагогом игровая среда не всегда обеспечивает комплекс условий для психического здоровья и эмоционального комфорта ребёнка: отсутствует личное пространство ребёнка, место, где он может отдохнуть, посмотреть домашние фотографии (речь не идёт о зонах отдыха, уголках уединения);
- не созданы условия для активного участия детей в созидании, преобразовании и обогащении среды: отсутствуют предметы, позволяющие ребёнку моделировать (строить, менять) предметную (игровую) среду /модули, ширмы, невысокие двухсторонние стеллажи на колёсиках, тележки на колёсиках/, трансформировать в соответствии с видом и содержанием деятельности.
Предметная среда – это всегда поле детской деятельности, её объективные условия и средства достижения цели, которые заданы предметной средой. Активность ребёнка в условиях развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребёнок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению, занимается не поле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов. Развивающая предметная игровая среда должна соответствовать ряду требований:
- соответствовать возможностям ребёнка на границе перехода к следующему этапу его развития, т.е. через предметную среду должны быть сформированы зоны ближайшего и актуального развития (Л.С. Выготский);
- соответствовать структуре когнитивной сферы ребёнка, т.е. должна содержать как консервативные (уже известные ребёнку) компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию;
- удовлетворять потребность ребёнка в новизне, быть неисчерпаемой, информативной, тем самым способствовать самоутверждению ребёнка;
- быть функционально комфортной, как для ребёнка, так и для взрослого.
Технологии построения
развивающей предметно-игровой среды
Зонирование – это выделение разнообразных функциональных зон в физическом пространстве, окружающем ребёнка, обеспечивающее каждому ребёнку возможность самостоятельного получения информации, возможность саморазвития и самообучения. Многофункциональное дробление зон по конкретным видам материалов считается неэффективной. Причина этого: для большого количества «уголков» недостаточно места в групповой комнате, нет однозначного соответствия между видами деятельности, из которых складывается образовательный процесс (игровая, продуктивная, познавательно-практическая), и материалом (многие материалы полифункциональны и могут использоваться как для игровой, так и продуктивной, познавательно-практической деятельности).
Что означает полифункциональность зон пространства группового помещения? Пространство группы должно стать полифункциональным в каждой его части (Н.А. Короткова). При делении группового пространства для старших дошкольников выделяются следующие зоны:
- зона спокойных видов деятельности;
- зона активной деятельности, деятельности связанной с экстенсивным (расширительным) использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек);
- рабочая зона (место для занятий, индивидуальных, подгрупповых самостоятельных игр с материалами, хранящимися в тематических уголках, на расположенных неподалёку стеллажах).
- Сюжетно-ролевые игры «Школа»
Примечание:
- игра может включать уголок познавательного развития, уголок грамотности, библиотеку;
- материалы могут размещаться в файловых папках, плотных скоросшивателях. Главное условие – эстетика, удобное использование в работе, наличие надписей.
- Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»
- Книги располагаются по разделам: сказки, стихи, рассказы о природе, профессии, космос, география, транспорт, энциклопедии и т.д. (Не менее 60-70 книг).
- Наличие у каждой книги символа, соответствующего определённому разделу.
- Коробочка с символами для наклеивания в формуляр.
- Наличие у каждого ребёнка группы читательского билета и формуляра. (С единым опознавательным значком, фамилией, именем ребёнка).
- Наличие и библиотекаря бейджика с надписью «БИБЛИОТЕКАРЬ».
- Постоянно действующие выставки:
- новые книги;
- это интересно;
- «мая Радзіма – Беларусь»;
- красный день календаря;
- посвящённые юбилейным датам писателей, поэтов, художников;
- отзыв о прочитанной книге (рисунок, аппликация, поделка, книга отзывов и т.д.).
- Тематические викторины:
- по сказкам;
- по содержанию наиболее читаемых и интересных книг;
- по авторам (писатели, поэт, художники);
- общим знаниям и т.д.
- Уголок книгоиздания. (Атрибуты: бумага, дырокол, ножницы, скотч, скоросшиватели, скобы, ножницы, иллюстрации, клей, алфавит (трафареты).
- Уголок по ремонту книг. (При необходимости. Ремонт книг входит в обязанность библиотекаря).
- Сюжетно-ролевая игра «Больница»
- Поликлиника (приём терапевта).
- Кабинет УЗИ (что это, для чего, что необходимо).
- Глазной кабинет (буквы, символы).
- Центр «Скорой помощи» (носилки, капельница, кабинет функциональной диагностики, лаборатория).
- Схемы оказания первой медицинской помощи.
- Аптека. (лечение травами. Ромашка: цветок, горло, протирать лицо, мыть голову, пить при болях в желудке и т.д.).
- Сюжетно-ролевая игра «Магазин», «Супермаркет»
Примечание:
-за определённое количество «бонусов» ребёнок имеет право взять любой товар домой с возвратом на следующий день в магазин. «Бонус» – поощрения за добрые дела или поступки, которые ребёнок может копить, чтобы взять более «дорогую» вещь;
-все товары в «магазине» имеют двойную цену – денежную и бонусную;
-«продавец» в группе «работает» на протяжении всего дня (бейджик: зав. магазином, консультант, продавец, грузчик и т.д.)
- Отделы:
продукты;
кондитерский;
игрушки;
канцелярские товары;
спортивные товары;
электротехника;
книжный;
развивающих игр;
детской одежды;
конфискат
и другие
- Деньги, валюта, касса, сумки, кошельки.
- Витрина, реклама новых товаров (аппликация, рисунки, коллаж и т.д.) к изготовлению рекламы привлекаются родители.
- Центр познавательно-практической деятельности (может быть совмещ с центром «Воды и песка»
Примечание:
- атрибуты для опытов и экспериментов
-средства измерения: линейки, циркуль, мерные стаканы, сосуды разных форм и объёмов, компас, барометр водяной, стёкла (линзы), весы, часы и др.;
-предметы для опыта с огнём: спички, спиртовки, свечи, лампа и др.;
-предметы для опытов с магнитом;
- др.
- Центр «Воды и песка»
- Коробка №1. Мелкие игрушки (люди, животные, транспорт, дома, деревья, беседки, правила дорожного движения и т.д.).
- Коробка №2. Бросовый материал. (камешки, ракушки, пробки, косточки, каштаны, упаковки от киндер сюрпризов, пенопласт, палочки для рисования, цветные стёклышки и т.д.).
- Коробка №3. Предметы для исследовательской деятельности. (воронки, груши, ситечко, ложки – всё трёх размеров, мерные стаканчики пипетки, увеличительное стекло, пинцет, формочки, совочки, метёлочка, губка, различного рода ёмкости, резиновые шланги, трубки и т.д.).
- Коробка №4. Игрушки (предметы) из разного материала. (стекло, пластмасса, дерево, железо, керамика, резина, картон).
Примечание:
- высота стола на уровне пояса детей;
- толщина песка 10-12см;
- обязательное наличие полок (другое место), где могут размешаться коробки;
- все коробки подписаны.
- Центр «ИЗО»
- Костюм «свободного художника».
- Стена творчества (лист ватмана, трубка обоев).
- Фланелеграф (наличие картинок для построения сюжетов), мольберт, школьная доска для рисования мелом, углем.
- Краски (желтая, красная, синяя, белая, черная)- рисование с использованием палитры.
- Карандаши, фломастеры, маркеры, мелки, угольки, свечи.
- Солёное тесто, глина, пластилин.
- Трафареты плоскостные, объёмные.
- Пульверизаторы для создания цветового фона.
- Бросовый материал: семена, листья, цветы, косточки, крупы, песок, опилки, стружка, перо, пух, вата, нитки, ткань и др.
- Подборка иллюстраций для рассматривания и обогащения впечатлений детей.
- Портреты художников, репродукции картин.
Примечание:
- фланелеграф, школьная доска на завесах могут прикрепляться к стене, каркасу, закрывающему батарею. Такое расположение поможет сохранить место в группе;
- трубка обоев крепиться как можно выше (на уровне вытянутой руки воспитателя);
- на листе ватмана (обоях) воспитатель вечером наносит разнообразные изображения (детали рисунка или аппликации, бросовый материал), чтобы на следующий день дети могли пофантазировать и закончить изображения.
- Центр «Коллекций» (мини-музей)
Примечание:
- коллекции могут располагаться как в центре коллекций, так и в предметной среде, в соответствии с тематикой;
- работа с коллекциями идет как на занятиях, так и в свободной деятельности детей;
- к каждой коллекции готовится презентация педагога с детьми;
- в работе с детьми используются домашние коллекции, которые презентуют родители с ребёнком, коллекция остаётся на некоторое время в группе.
Виды коллекций: бумага, ткань, мех, нитки, камни, полезные ископаемые, пуговицы, часы, гвозди, проволока, ключи, игрушки (киндер сюрпризы), крупа, шнурки, семена, бытовая техника, марки, значки, кора деревьев, открытки, монеты, ручки, канцелярские товары и др.
- Сюжетно-ролевая игра «Туристическое агентство «Любознашка»
Примечание:
- игра для детей старшего дошкольного возраста;
-расстояние до пункта назначение измеряется с помощью линейки (условной мерки). Одна мерка – 1рубль;
-цена билета зависит от средства передвижения;
-цена билета зависит от условий проживания: всё включено, частичные удобства, без питания, проживание в палатках и т.д.
-оборудование: карта мира (или РБ), рекламные проспекты туристических маршрутов, способы передвижения до места назначения (автобус, самолёт, пароход, поезд, велосипед, страус, пешком),
- Туристическое агентство: офис, бухгалтерия, консультативные услуги и т.д.
- Сюжетно-ролевая игра «Хозяюшка»
Примечание:
-игра организовывается 1-2 раза в месяц (день рождения детей данного месяца, календарные праздник и т.д.);
- используется обычная столовая или чайная посуда;
- для детей старшего дошкольного возраста игра организуется с натуральными продуктами;
- для детей старшего дошкольного возраста возможно приготовление следующих блюд:
- салат «Витаминный» – свекла, огурец, морковь, растительное масло;
- салат «Фруктовый» – яблоко, банан, киви, мандарин, апельсин (можно на шпажках);
- выпечка блинов, оладий;
- бутерброды: хлеб, масло (рыба, мясо, овощи);
- приготовление чая.
- Игры: шашки, шахматы.
- Игры с деревом.
- Фабрика и магазин «Сувенир».
- И др.
Литература
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2007 г. №50 «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования».
- Современные подходы к организации развивающей среды дошкольного учреждения: программно-методическое обеспечение / Р.Р. Косенюк и др.// Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь к началу 2007/2008 учебного года для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования //Пралеска.- 2007.-№7.-С. 16-16
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь «Перечень средств воспитания, обучения, учебно-наглядных пособий, игр и игрового оборудования, компьютерной техники, электронных средств обучения, спортивного инвентаря для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования» от 24.09.2007 №50. (Зборнік нарматыўных дакументаў МА РБ №2, 2008)
Оформление и содержание центров экспериментирования
09.10.2022
- Материалы и контейнеры для их хранения должны быть безопасными для детей.
- Материалы должны соответствовать возрастным возможностям детей для проведения самостоятельных исследований. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на детей с высоким уровнем познавательного развития.
- Материалы размещаются по тематическим зонам: зона экспериментирования, зона познания (обучения), зона коллекций или мини-музей. Обязательно необходимо в зоне экспериментирования оборудовать место для проведения опытов.
- Необходимо разместить на видном месте правила работы с материалами, запрещающие и разрешающие знаки (условные обозначения), которые разрабатываются совместно с детьми.
- Материалы распределяются по тематическим наборам, которые располагаются в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.
«Воздух»
- соломки для коктейля, трубочки
- воздушные шарики разных форм и размеров, целлофановые и бумажные мешочки
- дудочки, свистульки и трубочки для их изготовления
- ёмкости разных форм и размеров
- веера, опахала разных форм и размеров
- флюгера, султанчики, флажки, самолётики из бумаги
- пух, перо, вата, лёгкие платки, ленты
- губки, пористые материалы.
«Вода»
- набор мелких предметов из разных материалов для опытов «тонет –не тонет»
- кусочки натуральных и искусственных тканей для опытов «впитывает - не впитывает»
- сосуды для смешивания и фильтрования
-воронки разных форм и размеров, резиновые груши разных размеров, пипетки, шприцы без игл, ситечки
- предметы-орудия для переливания и вылавливания – черпачки, сачки…
- фильтры из разных материалов
- ложки мерные различных размеров и форм
- различные трубки, пластилин в качестве герметика.
«Свет-тень»
- фонарики
- козырьки, зонты
- кусочки цветной прозрачной пластмассы
- диапроектор
- трубки и кусочки прозрачных, матовых, непрозрачных материалов
Карандаш на подставке для исследований тени.
«Магнит»
- магниты разных форм и размеров
- мелкие металлические предметы
-мелкие предметы из дерева, пластмассы…
«Зеркало»
- зеркала разных форм ми размеров в оправе
- двойное зеркало в виде книги
- отполированные металлические вещи с ровной зеркальной поверхностью
- отполированные металлические вещи с выпуклой и вогнутой зеркальной поверхностью (ложки, игрушечные тарелки…)
- увеличительные стёкла
- изображения объектов природы, имеющих симметричное строение (бабочка, стрекоза, лист).
Содержание центров экспериментирования
РАННИЙ ВОЗРАСТ, ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
Цель: формирование представлений об объектах природы ближайшего окружения на основе чувственного восприятия.
Задачи: формировать представления о свойствах явлений и объектах природы: воды (может быть как снег и лёд, прозрачная, без запаха, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес); песка, глины, камней и т.д.; о состояниях погоды: идёт дождь, идёт снег, светит солнце. Дует ветер
Основное оборудование (объекты для исследования в реальном действии)
ЗОНА «ВОДЫ И ПЕСКА»
Дидактический материал: рыбки, шарики, формочки для игры с песком, наборы мелких игрушек (небольшие фигурки людей и животных), лодочки, резиновые игрушки (уточки, лягушки), заводные игрушки.
Прочие материалы: сачки, воронки, удочки, ситечки, шумовки, деревянные ложки, половники, лопатки, грабельки, одноразовые ложки большие, мельницы, губки разного цвета, молоточки, совочки, формочки, деревянные палочки, игрушки с секретами и сюрпризами (коробочки и пеналы с подвижной крышкой).
Бросовой материал: пробки от пластиковых бутылок, футляры от киндер-сюрпризов.
Природный материал: шишки, ракушки, камешки, крупные орехи.
Емкости: ведерки, лейки, стаканчики.
Дополнительное оборудование и материал
- Клеенчатые фартуки.
- Персонажи, наделанные определенными чертами («почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация (Смайлик, Утенок-Любознайчик, Хрюша-Удивлюша и т. Д.)
- Контейнеры для хранения мелких предметов, природного и бросового материалов.
Правила поведения во время игр в группе с песком и водой. (младший дошкольный возраст)
При организации игр с водой должны учитываться следующие моменты:
- у детей должен быть свободный доступ к воде, возможность играть несколько детям одновременно;
- уровень воды 5-7 см;
- верхний край изделия должен быть на уровне пояса ребенка.
Правила поведения для детей (младший возраст)
во время игр с водой:
- играть дружно, не мешая другим;
- не отбирать игрушки;
- бережно относиться к воде;
- не лить воду на детей и на пол.
во время игр в группе с песком:
- не выбрасывать песок из песочницы;
- нельзя бросать песок в других или брать его в рот;
- бережно обращаться с песком;
- после игры надо вымыть руки, и показать зеркалу какие они чистые.
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
Цель: формирование понимания разнообразия объектов окружающего мира и необходимости гуманного отношения к ним.
Задачи: формировать представления об отличительных свойствах воды (агрегатные состояния), воздуха, песка (сыпучий, рыхлый, пропускает воду, меняет свойства под воздействием воды – становится пластичным), глины (плотная, не пропускает воду), камней и т.д.; основных состояниях погоды: холодно, тепло, жарко, пасмурно, солнечно, ветер, дождь, снег.
Тематические наборы: «Песок и вода», «Воздух»
Простейшие приборы и приспособления: лупы, «ящик ощущений» или чудесный мешочек с разными наполнителями,
Емкости: оборудование для игр и экспериментов с водой, снегом, льдом: емкости одинакового и разного объема (4-5) и разной формы.
Природный материал: песок разного цвета, семена (бобов, фасоли, гороха, тыквы, огурцов), камешки, раковины, коллекции осенних листьев, шишки, глина.
Бросовой материал: кусочки дерева, пробки, бумага разного цвета и плотности, материал для игр с мыльной пеной, поролон цветной и пенопласт, фольга разного цвета.
Сыпучие материалы и красители: непищевые (гуашь, акварельные краски и др.), сахар, соль, крахмал, манная крупа, мука.
Прочие материалы: игрушки для воды и песочницы: формочки разной конфигурации и размера, ёмкости от киндер-сюрпризов, предметы-орудия для переливания и вылавливания – черпачки, сачки, губки разного цвета; вертушки ветряные (4-6 разные); тряпочные салфетки, мерные ложки, игрушки с секретами и сюрпризами (коробочки и пеналы с подвижной крышкой)
Дополнительное оборудование и материал
- Карточки-знаки «Способы сенсорного обследования»
- Клеенчатые фартуки.
- Персонажи, наделанные определенными чертами («почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация (Смайлик, Утенок-Любознайчик, Хрюша-Удивлюша и т. д.)
- Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов, природного и бросового материалов.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЗОНА
Познавательные иллюстрированные книги, экологические кубы, альбомы и т.д.
При организации игр с водой должны учитываться следующие моменты:
- у детей должен быть свободный доступ к воде, возможность играть несколько детям одновременно;
- уровень воды 5-7 см;
- верхний край изделия должен быть на уровне пояса ребенка.
Правила поведения для детей во время игр в группе с песком и водой (младший дошкольный возраст)
во время игр с водой:
- играть дружно, не мешая другим;
- не отбирать игрушки;
- бережно относиться к воде;
- не лить воду на детей и на пол.
во время игр в группе с песком:
- не выбрасывать песок из песочницы;
- нельзя бросать песок в других или брать его в рот;
- бережно обращаться с песком;
- после игры надо вымыть руки.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Цель: формирование обобщенных представлений об объектах и явлениях природы.
Задачи: формировать представления о свойствах воды, почвы, воздуха; погодных явлениях каждого сезона: температура, осадки, долгота дня.
Основное оборудование /объекты для исследования в реальном действии/
Тематические наборы: «Песок и вода», «Воздух»
Приборы – помощники: лупы, весы, флюгер, воздушный змей, ветряная мельница.
Емкости: мерные стаканчики пластмассовые, емкости одинакового и разного размера (4-5) и разной формы.
Природный материал: песок, глина, земля, семена (тыквы, арбуза, кабачков, подсолнечник, свеклы), камешки, раковины, коллекции осенних листьев, плоды разных растений, шишки, перья птиц, сухоцветы, орехи.
Бросовой материал: кусочки кожи, меха, ткань разного цвета и фактуры, пластмассы, кусочки дерева, пробки, бумага (обычная, картон с разной фактурой поверхностью: глянцевая, матовая, с тиснением, гофрированная, прозрачная, шероховатая, блестящая, наждачная), пенопласт, фольга разного цвета.
Сыпучие материалы и красители: непищевые (гуашь, акварельные краски и др.), сахар, соль, крахмал, манная крупа, мука.
Медицинский материал: пипетки, мерные ложки, деревянные палочки, шприцы (без игл), резиновые груши.
Прочие материалы: воздушные шары; сито; тряпочные салфетки; трубочки; вертушки разного размера (4-5); воронки; сачки, черпачки, предметы-орудия разных размеров, форм, конструкций для экспериментов с песком.
Дополнительное оборудование и материал
- Персонажи, наделанные определенными чертами («почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация (Мудрая тётушка Сова, Утенок-Любознайчик, Хрюша-Удивлюша и т. д.)
- Клеенчатые фартуки (дети надевают только при проведении опытов с зеленкой, йодом, крахмалом и т.д.)
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЗОНА
Познавательные иллюстрированные книги, экологические кубы, кубы – цепи питания, схемы-модели способов ухода за объектами природы, альбомы, плакаты, карточки-схемы (алгоритм), иллюстрации проведения опытов и т.д.
ЗОНА КОЛЛЕКЦИЙ или МИНИ-МУЗЕЙ
Коллекции: семена разных растений – морковь, томаты, зерновые культуры; листьев и плодов и т.д. Гербарии лекарственных растений, опасных растений… Мини-музеи часов, тканей, деревьев и листьев и т.д.
Правила безопасности детей при организации опытов, экспериментов и
наблюдений /средний, старший дошкольный возраст/
Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
Грязными руками не трогать глаза.
Не брать руки в рот.
Аккуратно обращаться со стеклянными предметами.
Со стеклом будь осторожен-
Ведь оно разбиться может.
А разбилось – не беда,
Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, брат совок
И для мусора бачок-
Вмиг осколки соберут,
Наши руки сберегут.
Не брать в руки вещества, помеченные специальным знаком. (!)
При слове «Замри!», «Стоп!» - остановиться, ничего не трогать, не продолжать работу.
Если сыплешь ты песок –
Рядом веник и совок.
Опыт подошел к концу,
Я порядок наведу -
Все на место отнесу.
По окончании эксперимента вымыть руки с мылом.
Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду – не беда:
Салфетка под рукой всегда.
Фартук – друг: он нам помог,
И никто здесь не промок.
СТАРШАЯ ГРУППА
Цель: систематизация знаний о природе, о группах растений и животных, о сезонных изменениях природы, об организме человека.
Задачи: формировать представления о:
- характеристиках каждого сезона: долготе дня, температуре воздуха, осадках, состоянии растений, животных, людей;
- свойствах объектов и явлений неживой природы: свете, тепле и их роли в жизни человека, животных, растений; воде; почве- песок, глина, камни; воздухе;
- о Земле, Солнце, Луне, звёздном небе.
ЦЕНТР ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Тематические наборы: «Песок и вода», «Воздух», «Магнит», «Зеркало», «Свет»…
Приборы-помощники
Лупы, микроскоп, различные песочные часы на разные отрезки времени (2шт.), весы, термометр спиртовой, фонарики, «волшебные» (стереоскопические и др.), магниты, бинокль, компас, вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками), флюгер, воздушный змей, ветряная мельница, весы рычажные, равноплечие (балансир) с набором разновесок, сантиметровая лента, линейка, условные мерки, пипетки, мерные ложки, колбы, шприцы (без игл), резиновые груши, воронки.
Емкости
Набор мерных стаканов (2-3шт), набор прозрачных сосудов разных форм и объемов (2-3шт.), пробирки пластиковые.
Природный материал
Коллекции почвы, семян, плодов, шишек, (в том числе экзотических: кокосовый орех, хвойные шишки из южных регионов), камней, глины, мела, раковин моллюсков, коры и древесины, перьев птиц, изделий из разных пород, песок, коллекция минералов, гербарий.
Бросовой материал
Проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, кусочки дерева, пробки, коллекция бумаги (обычная, картон, наждачная, копировальная разного цвета и др.), пенопласт, фольга разного цвета, поролон, шпагат, рогожка.
Детали конструктора, болты, шурупы. Красители Пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)
Прочие материалы
Цветные очки, линзы, резина, воронки, набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта; воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, крахмал, сито, тряпочные и бумажные салфетки, трубочки, ватные палочки, разные виды бумаг, деревянные палочки, набор для опытов с магнитом (2-3), действующие модели водяных мельниц, шлюзов, насосов,
Дополнительное оборудование и материал
Академические головные убор и мантия.
Разрешающие и запрещающие знаки, правила работы с материалом.
Карандаши, бумага для записей, индивидуальные дневники для фиксации результатов опытов и экспериментов: ставится дата их проведения, название и помечается, самостоятельно или совместно с воспитателем проведен эксперимент.
Персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация (Каркуша, Умный Филин т. д.)
Клеенчатые фартуки (надевают только при проведении опытов с зеленкой, йодом, крахмалом и т.д.)
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЗОНА
Познавательные иллюстрированные книги, схемы-модели способов ухода за объектами природы, о способах размножения и пересадки растений, альбомы, плакаты, карты, атласы, глобус, карточки-схемы (алгоритм), иллюстрации проведения опытов и т.д.
ЗОНА КОЛЛЕКЦИЙ или МИНИ-МУЗЕЙ
Коллекции: семена разных растений – морковь, томаты, зерновые культуры; листьев и плодов и т.д. Гербарии лекарственных растений, опасных растений… Мини-музеи часов, тканей, деревьев и листьев и т.д.